Страничка учителей-дефектологов
Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
12.11.2024Памятка для родителей «Развитие речи в 6-7 лет в норме»
06.05.2024В норме к 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребёнка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые ребёнок не дифференцирует (С-Ш): «Шла Саша по шоссе».
В 6-7 лет дети должны:
- Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
- Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трёх и более слогов (защитник, мотоциклист, сковорода), определять количество слогов в слове. Произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник).
- Употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).
- Правильно согласовывать части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе. Напр.: У Маши и Саши нет двух спелых
яблок. Дети их съели.)
- Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый - быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошёл, зашёл, пришёл).
- Понимать обращённую к ним речь в полном объёме.
- Понимать сложные двусмысленные тексты.
- Пользоваться как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами.
- Классифицировать предметы.
- Составлять описательные рассказы, развёрнутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки.
- Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А». понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун?)
К 7 годам при условии систематической работы все эти показатели соответствуют речи детей в норме.
Уважаемые родители! Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в
школу, тем быстрее и успешнее ученик овладеет чтением и письмом.
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Готовность ребенка к школе
16.04.2024
Ребенок очень быстро растёт. Неизбежно приближается то время, когда он пойдет в школу. Но готов ли Ваш ребенок перейти на новую ступень образования и стать школьником? Давайте разберемся. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: резко меняется весь образ жизни ребенка, он приобретает новое положение в обществе. То насколько удачно ребенок переживёт этот момент зависит от того какие умения и навыки у него сформировались в дошкольном возрасте. Многие родители ошибочно полагают, что если их ребенок умеет читать, считать и писать, то он готов к школе. Это далеко не так! Учёные выделяют разные аспекты готовности к школе. 1) Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 45 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому в первую очередь надо позаботиться о физическом здоровье будущего школьника. Ребенок при поступлении в первый класс должен знать, понимать важность и соблюдать основные гигиенические нормы: правильная поза за столом, осанка и т. п. |
Физиологическая готовность так же подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. 2) Психологическая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты: - Личностная готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему - то научится, что то познать). Ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию. - Эмоционально-волевая готовность. Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. От сформированности этих качеств зависит, будет ли ваш ребенок учиться с удовольствием. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. - Интеллектуальная готовность. |
Это способность ребенка быть внимательным, с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ, и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Самый важный способ развития - читать ребенку книги. Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Важно, чтобы ребенок не механически запоминал какой-либо материал, а осмысливал и понимал его. - Социально-психологическая готовность ребенка. Социальная зрелость - умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый период. Позитивное отношение ребенка к школе часто связано с информацией, которую ему предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе, доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформировать позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать в различных ситуациях. |
3) Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть- семь лет? А) Внимание. - Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. - Находить сходства и отличия между предметами, картинками. - Уметь выполнять работу по образцу. - Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Б) Математика. - Цифры от 0 до 10. - Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. - Арифметические знаки: «+», «-», «=». - Деление круга, квадрата напополам, четыре части. - Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. В) Память. - Запоминание 10-12 картинок. - Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. - Пересказ текста из 4-5 предложений. Г) Мышление. - Заканчивать предложение (например, «Суп горячий, а компот...»). - Находить лишнее слово из группы слов (например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»). - Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что - потом. |
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. - Складывать пазлы без помощи взрослого. - Складывать из бумаги вместе со взрослым, простой предмет (лодочку, самолётик). Д) Мелкая моторика. - Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. - Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. - Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. - Выполнять аппликации. Е) Речь. - Составлять предложения из нескольких слов (например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть). - Понимать и объяснять смысл пословиц. - Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. - Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. - Различать в словах буквы и звуки. Ж) Окружающий мир. - Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. - Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии. |
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Рекомендации для родителей первоклассников
11.04.2024Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
В случае если речь будущего школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению, а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала. Таким детям не рекомендованы классы с ранним изучением иностранного языка.
Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу
К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:
- свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы;
- знать времена года, названия месяцев, дней недели;
- уметь различать цвета;
- уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.;
- иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.
Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда.
Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У детей с речевыми нарушениями слабое место – рука. Поэтому обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle, складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.).
Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).
Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю.
Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.
Учитель-дефектолог Матач О.С.
Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников
12.03.2024Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.
Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и родители), должны особое внимание обратить на развитие связной монологической речи: научить их самостоятельно думать и не бояться высказывать свои мысли, рассуждать и рассказывать. Развивать связную монологическую речь детей позволяют такие приемы, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, сочинение сказок, пересказ литературных произведений и др.
Для обучения и развития у детей навыков связной речи целесообразно использовать наглядность. Чтобы быстро выучить стихотворение и запомнить его, или запомнить и пересказать произведение, перед детьми должна предстать картинка происходящего (образ, цепочка последовательных событий). Выполнение подобных заданий облегчает наглядное моделирование.
Содержание стихотворения, рассказа, наблюдения можно зарисовать в виде схематичных значков (символов). Каждый символ вызывает у детей ассоциации с каким – либо предметом, объектом.
Моделирование облегчает процесс запоминания и увеличивает объем памяти; позволяет ребенку строить свои высказывания более точно, логично и последовательно.
Познакомимся с практическим применением моделирования
(моделирование является составляющим для технологии мнемотехника).
Заучивание стихотворения с помощью моделирования:
- читаем стихотворение и обсуждаем с ребенком его содержание (как можно подробнее – о ком или чём, как описываются явления, действия и т. д.;
- читаем стихотворение построчно и обсуждаем с ребенком, как можно изобразить сказанное и изображаем значком;
- читаем стихотворение 1- 2 раза и соотносим с изображенным символом;
- читаем стихотворение совместно с ребенком;
- побуждаем ребенка читать стихотворение самостоятельно.
Стихотворение «Весна – красна»
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я, для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целый воз.
Составление рассказа о зиме с помощью моделирования
Подготовка к рассказу начинается с небольшой беседы (что бывает зимой?),
далее зарисовываются значки, символизирующие зимние явления природы;
приступаем к рассказыванию.
Примерный образец рассказа:
Наступила зима.
Всюду белый, пушистый снег.
Холодно на улице.
Дети пошли гулять. Они оделись тепло.
Дети катались на санках, лыжах,
играли в снежки, лепили весёлого снеговика.
Хорошо зимой!
Пересказ сказки с помощью моделирования
В начале при чтении текста сказки выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей значок — символ (можно придумать символы на каждое слово или словосочетание: изобразить главных героев сказки, явления природы, какие — либо действия - то есть можно нарисовать всё то, что ребёнок посчитает нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно).
Взрослый показывает и доводит до ребенка то содержание, которое он вложил в каждое схематичное изображение. Взрослый начинает рассказывать сказку, побуждая ребенка к совместному рассказыванию. Постепенно ведущим в рассказывании становится ребенок.
Украинская народная сказка «Колосок» в моделировании может выглядеть так:
Элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность (описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений, при пересказе, игровую деятельность. Данный метод поможет дошкольнику в развитии не только связной речи, но и умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте
08.02.2024При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.
Как же проявляется дисграфия в младших классах?
- упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;
- дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;
- путают схожие буквы;
- имеют плохой почерк, пишут медленно.
Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:
- В момент обучения грамоте тренировать навыки звукового анализа и синтеза (хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», фонетическое лото «слог», «ударение», «слово», «предложение»). Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
- Разложи картинки две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
- Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т. п).
- Необходимо исправить нарушения звукопроизношения прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.
- Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
- Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
- Посели слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.
- При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ] и т. д. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза».
- Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
- Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
- Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]). Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.
- При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме (обведи букву; слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки; дорисуй недостающие детали и др.).
Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям, а это главное условие успешной работы по профилактике и коррекции дисграфии.
Желаю Вам успехов в занятиях!
Учитель-дефектолог Матач О.С.
Как научить ребенка пересказывать?
10.01.20241. Читайте с ребенком. Предложите ему различные книги или короткие истории, чтобы он мог выбрать то, что ему интересно. Чтение поможет ему развивать навык понимания смысла текста.
2. Обсуждайте прочитанное. Задавайте ребенку вопросы о сюжете, героях и основных событиях. Попросите его рассказать вам, что он запомнил из истории.
3. Разбейте историю на части. Попросите ребенка вспомнить начало, средину и конец истории. Упражнения на последовательность помогут ему структурировать свои мысли и пересказать историю более логично.
4. Используйте визуальные подсказки. Например, вы можете нарисовать картинки или составить с ребенком список ключевых событий и персонажей истории. Это поможет ему ориентироваться и запомнить детали.
5. Практикуйтесь в пересказывании. Попросите ребенка рассказать вам историю снова, используя только ключевые моменты и детали. Поощряйте его находить собственные слова и выражения, чтобы пересказ звучал оригинально.
6. Записывайте пересказ. Предложите ребенку записать свой пересказ на аудио или видео. Это поможет ему развить навык выражения своих мыслей и улучшит его самооценку.
7. Поддерживайте и поощряйте ребенка. Будьте готовы выслушать его пересказы и задайте дополнительные вопросы для стимулирования его мышления. Поощряйте его за старания и успехи.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Постепенно и систематически проводите эти упражнения, а также давайте ребенку достаточно времени и поддержки, чтобы он мог освоить навык пересказывания по своим способностям.
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Играем пальчиками и развиваем речь
08.01.2024Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Так же, если ребенок будет использовать пальчиковые игры это создаст благоприятный эмоциональный фон, речь станет более чёткой, ритмичной.
Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.
По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.
Примеры упражнений:
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» — топают ножки, |
Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. |
Мальчик ходит по дорожке. |
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – |
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Крепкие, дружные, Все такие нужные… |
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы. |
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» |
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. |
Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими.
Учитель-дефектолог Матач О.С.
Чтение детям: почему это так важно?
05.01.2024Польза чтения для детей любого возраста.
Исследование 2008 года показало, как чтение может поддерживать крепкие отношения между родителями и детьми. Дети чувствуют себя в безопасности, когда им читают. Кроме того, воспитатели, которые положительно относятся к книгам и чтению, в свою очередь, помогают своим детям воспринимать грамотность в положительном ключе.
Даже самым маленьким детям полезно слушать, как взрослые читают им. Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что дети, которым читают и разговаривают с ними, имеют более высокие языковые навыки и когнитивное развитие, такие как решение проблем.
Исследования 2018 года показывают, что эта связь распространяется от детства до подросткового возраста. На самом деле, исследователи говорят, что вербальное взаимодействие (чтение, разговор и т. д.) между родителями и маленькими детьми может способствовать более высокому уровню речи и IQ на протяжении всего возраста.
Умение понимать на слух.
Слушание истории, прочитанной вслух, предполагает определенный уровень понимания со стороны вашего ребенка. А понимание зависит от внимания — другими словами, умения слушать.
Эксперты объясняют, что аудирование — это навык, который дети должны приобрести, прежде чем они смогут читать сами.
Они предполагают, что аудиокниги — отличное дополнение к чтению с ребенком. Они также часто обеспечивают развлекательную ценность, например, глупые голоса, музыка и другие украшения.
Жизненные уроки.
Книги дают возможность говорить о реальных ситуациях в соответствии с возрастом. Детям особенно нравятся книги, в которых дети их возраста занимаются тем же, чем они занимаются в повседневной жизни.
Наряду с моделированием того, что происходит в различных ситуациях, чтение книг на целевые темы может помочь детям не чувствовать себя одинокими, когда они сталкиваются с чем-то новым, или неприятным, например, с походом к стоматологу.
Социальное и эмоциональное развитие.
Чтение учит детей справляться с «трудными или стрессовыми ситуациями». А чтение историй о эмоциональных ситуациях, таких как начало учебы в новой школе, может помочь начать разговор и показать детям, что их чувства нормальны.
Как и когда начинать читать детям?
Начните сегодня! Младенцы, дети ясельного возраста, дошкольники и даже дети старшего возраста получают пользу от того, что взрослый читает им. Для этого даже не нужна большая личная библиотека книг, чтобы начать.
Книги можно как покупать брать в библиотеке, обмениваться со сверстниками и тд.
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Обучение дошкольников элементам грамоты
20.11.2023Консультация для родителей на тему:
«Обучение дошкольников элементам грамоты»
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
- во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику;
- во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра;
- в-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков, и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения.
Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
Основные этапы и приемы подготовки ребенка к обучению грамоте
Развитие зрительного восприятия и внимания.
- Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры.
- Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона.
Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур.
Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.
- Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех). Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные. Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.
Развитие слухового восприятия и внимания.
- упражняйте ребенка в различении неречевых звуков.
Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка.
- упражняйте в различении речевых звуков.
Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.
Обратите внимание ребенка:
- как широко открыт рот, когда произносите звук [а];
- как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у];
- как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и].
Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.
Развитие связной речи.
- Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду;
- упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».
Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.
Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
Предложите ребенку задания:
- закрашивать предметы, не выходя за контур;
- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;
- обводить рисунок по точкам;
- штриховать в разных направлениях;
- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.
Звуковой анализ и синтез.
- Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а.
Предложите упражнения:
- Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи)
- Я пою ои.Какой звук я произношу сначала, а какой потом?
- Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.
- Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове.
Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот.
Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [п] и [пь], [к] и [кь]. Твердый согласный – большой братец (обозначается синим кружком), а мягкий согласный – маленький братец (обозначается зеленым кружком). В игровых упражнениях узнавайте и различайте твердые и мягкие согласные звуки («Твердый или мягкий?», «Назови братца»).
- Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ап, ок, ит.
Используются красные и синие кружки.
- Я произнесу сначала [о], а потом [п]. Какой слог получился? Правильно оп.
- Обозначим звуки кружками. Каким кружком ты обозначишь первый звук? (Звук [о] – гласный, обозначается красным кружком).
- Каким кружком ты обозначишь второй звук? (Синим, потому что звук [п] – согласный).
- Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.
Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.
- Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем.При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
- Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
- составление и чтение предложений.
- Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).
Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Именно тогда все ваши старания и старания ребенка принесут ожидаемый положительный результат.
Учитель-дефектолог: Матач О.С.
Игры для развития словарного запаса детей
16.11.2023Игры для развития словарного запаса детей
1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."
5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».
11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.
12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:
- Оля проснулась и... (стала умываться).
- Коля оделся и... (побежал гулять).
- он замерз и... (пошел домой).
- стали они играть... (с зайчиком).
- зайчик испугался и... (побежал, спрятался)
- девочка обиделась и... (ушла, заплакала).
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Речевой этикет
02.10.2023Источники:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/12/11/konsultatsiya-dlya-roditeley-rechevoy-etiket-i
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-rechevoi-yetiket-i-pravila-obschenija-primer-vzroslogo-rebenku.html
3. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения – Л.: Лениздат, 1988.
4. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб: Норинт, 2002.
5. Акишина А.А. Русский речевой этикет. - М.: Просвещение. 2008.
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Развитие речи ребенка
15.09.2023Речи маленьких детей в период её формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.
Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4,5 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была полноценной, т. е. родители говорили правильно, внятно.
К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
На 2 году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".
К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки.
- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить)
- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
- наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
- умеет отвечать на вопросы взрослого.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
- составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
- понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
- правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
- правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
- пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
К 5 годам:
- почти не допускает в речи грамматических ошибок.
- может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок.
- высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
К 6 годам:
- может произносить все звуки родного языка
- владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
- составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т.д.
Норма усвоения звуков (по годам):
1 - 2 года: А, О, Э, П, Б, М, Н
2 - 3 года: И, Ы, У, В, Ф, Т, Д, Г, К, Х, Й
3 - 4 года: С, З, Ц
4 – 5 лет: Ш, Ж, Ч, Щ
5 – 6 лет: Р, Л
Чтобы у ребёнка сформировалась речь, необходимо развивать все пять органов чувств, которые есть у человека. Накапливая впечатления и ощущения, как зрительные, так и слуховые, различая запахи, ощупывая разные предметы, узнавая при этом, тёплые они или холодные, лёгкие или тяжёлые, мягкие или твёрдые, пробуя на вкус сладкое и кислое яблоко. Ребёнок познаёт окружающий его мир.
Говорите с малышом, называя словами всё то, новое, что он видит вокруг себя. Говорить нужно спокойно, неторопливо, короткими простыми фразами, доступными его пониманию.
Для того чтобы ребёнок заговорил, сначала ему надо накопить пассивный словарь, то есть научиться понимать достаточное количество слов будущей речи. А значит, взрослым надо всё оречевлять, т. е называть. Не проходите мимо красивого, показывайте его ребёнку, рассматривайте вместе с ним.
Дома по возможности привлекайте детей к бытовым делам. Хвалите их за выполненную работу. Говорите как можно больше слов, характеризующих качества предметов, например: «Какая чистая посуда!»; «Как ты аккуратно сложил одежду». Таким образом, будет расширяться словарь ребёнка. В этом помогут и детские книги с яркими иллюстрациями. Читайте детям, рассказывайте сказки.
В свободную минуту играйте с пальчиками ребёнка, массируйте их, например когда вы едете с малышом в автобусе. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию речевой области мозга. И ещё: как можно больше пойте детям, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребёнка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Речевой негативизм
12.06.2023Речевой негативизм — это полный или частичный отказ от речи. При этом дети понимают, что им говорят другие люди. Они просто перестают выходить на диалог. Такие дети часто самостоятельно выполняют задуманное.
Например, достают игрушки с полки, пытаются надеть сандалии. С одной стороны, взрослым может показаться, какой самостоятельный ребёнок. А с другой стороны, у него нет желания общаться, разговаривать, соответственно, речью он не пользуется.
Почему дети не хотят говорить?
Причины речевого негативизма могут быть различны:
Ребёнку не нравится конкретный человек и он не хочет с ним общаться, или не нравится место его нахождения (поликлиника, детский сад). Детская манипуляция. Он не хочет выполнять предъявленные к нему требования и таким образом добивается своего.
Все родители ждут, когда же у ребёнка появятся первые слова. И вот, наконец, вы услышали: МАМА, ПАПА или БАБА. И, от счастья, начинаете каждые 5 минут говорить: СКАЖИ МАМА, СКАЖИ ЕЩЁ РАЗ, ПОВТОРИ. Но все Ваши требования не выполняются. А малыш идёт в полный отказ от общения, иными словами, у него начинается речевой негативизм.
Ребёнок ещё не в состоянии сказать то или иное слово, но родитель требует: СКАЖИ, ПОВТОРИ. Таким образом, формируется фобия в своей несостоятельности.
☝Первое, что должны сделать родители — это успокоиться и перестать требовать от своего ребёнка повторения слов!
Преодоление речевого негативизма
📌Создаём мотивацию. Если вы выполняете все пожелания детей, когда они указываюет пальчиком или кричат. То им речь будет совершенно не нужна. Они показал, вы дали необходимую игрушку, т.е. цель достигнута. Им не надо прилагать дополнительных усилий. Его и так всё устраивает. Начните «не понимать», что говорит Ваш малыш.
📌Выстраивание диалога. Это главный пункт, чтобы преодолеть речевой негативизм. Перестаём разговаривать с детьми в повествовательном наклонении (пошли гулять, ешь кашу).
Начинаем задавать вопросы (это один из методов запуска речи).
— Пойдёшь гулять на улицу?
— Ты будешь есть кашу?
— Ты будешь кашу или суп?
Вначале ребёнок может не ответить, переспросите несколько раз.
ТОЛЬКО НЕ НАДО ТРЕБОВАТЬ, чтобы он обязательно ответил. И час мучить его. Спросите 3 раза. Если нет выхода на диалог, то ответьте сами. Повторите вопрос спустя время.
Также ребёнок может покивать головой (согласиться или нет) — это тоже результат.
📌Игровая деятельность. Выходите на контакт с детьми через игру. Не надо целенаправленно усаживать ребёнка (вот тебе кукла, играй с ней).
Начните играть сами. Возьмите игрушку, которая нравится ребёнку. Например, машинка. «Какая большая машина. Би-Би. Машина едет по дороге. Би-Би».
Когда у ребёнка появится желание, он обязательно выйдет на контакт. И в этот момент его необходимо поддержать, похвалить.
📌Читайте книги. Не следует выбирать длинные сказки и монотонно их читать. Дети реагируют на эмоции. Выберите небольшую сказку, стихотворение и начните читать себе.
📌Эмоциональная поддержка. Дети должны ощущать ситуацию успеха. Понимать, что в них верят. Хвалите. Ни в коем случае не должно быть такого: ТЫ СКАЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, НУ-КА ПРАВИЛЬНО СКАЖИ.
📌Оречевляйте свои действия. Но делайте это дозировано.Эффекта радио быть не должно. Ключевой момент в преодолении речевого негативизма — это вызвать у детей желание говорить.
Дать понять, что речь даёт возможность, чтобы его понимали и слышали.
Учитель-дефектолог Баранова М.А.
Участие семьи в коррекции речи ребенка
15.05.2023Участие семьи в коррекции речи ребенка
Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя - логопеда и родителей. Для достижения наиболее эффективного результата необходимы ежедневные логопедические занятия, поэтому логопеду очень важна работа, которая ведется в семье.
У многих родителей часто возникает вопрос: как долго будет проходить коррекционная работа с детьми, и когда она закончится? Здесь следует отметить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от следующих факторов:
- степени сложности дефекта;
- возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- регулярности проведения занятий;
- участия родителей в коррекционном процессе.
После каждого занятия с ребенком логопед записывает в специальную тетрадь домашние задания, которые рекомендует выполнять ежедневно. Это далеко не просто. Ведь нужно выкроить время, чтобы сесть рядом с ребенком за стол, проговорить устные задания и нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки. Кроме этого логопед дает задания по автоматизации звуков: пересказ, проговаривание слов и предложений. Один ребенок, какой бы он ни был самостоятельный, не сможет хорошо справиться с домашними заданиями. Поэтому, очень важно выполнять эти задания вместе с ребенком. Это полезно для закрепления знаний по развитию речи, а так же для правильного произношения.
Более того, ребенок привыкает к систематическим заданиям, и в школе не придется силой усаживать его за уроки.
У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.
Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.
Чтобы занятия с ребенком были успешными необходимо:
1. Определить четкое время занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей. Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
2. Занятия должны проходить в течение 10 – 15 минут.
3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время.
4. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
5. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
6. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.
Следует знать, что ожидаемый результат достигается только в результате систематической, длительной работы с ребенком. Главное – помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а преодолеть недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Учитель-дефектолог Фибик Е.М.
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой»
08.11.2022Консультация для родителей
«Речевые игры по дороге домой»
Цель: познакомить родителей с возможными вариантами игр для развития речи по дороге домой.
Ход консультации
У современных родителей зачастую не хватает времени для занятий с детьми (работа, домашние дела). Но существуют такие игры, которые можно использовать прямо на улице, идя с ребенком домой, в детский сад или в магазин, и которые не займут много времени. На первый взгляд эти игры очень простые, но на самом деле они значительно улучшают речь ребенка, учат мыслить и рассуждать.
Играть в речевые игры весело и занимательно. В результате поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной.
Пример речевых игр
- Игра «Розовые очки»
Давай представим, что мы надели розовые очки и все вокруг стало розовым. Расскажи, что ты видишь?
- Игра «Что бывает?»
Начните игру со слов: «Мягким бывает хлеб, а что еще? (подушка, кровать…)
Что бывает круглое?
Что бывает твердое?
Что бывает ароматное?
- Игра «Готовим сок»
Сок из яблок какой? – Яблочный.
Сок из сливы какой?
Сок и вишни какой?
- Игра «Назови ласково»
Называйте ласково все, что вы видите вокруг. Например, дом – домик, куст, кустик, солнце – солнышко.
- Игра «Скажи наоборот»
Лук горький, а конфета …?
Сажа черная, а снег …?
Днем светло, а ночью…?
- Игра «Скажи какой?»
По дороге домой называйте предметы, которые встречаются у вас на пути. Спросите у ребенка, какие они? Например, забор какой? Синий, железный, высокий.
- Игра «Где звук?»
Называйте ребенку слова, а он определит место звука в слове или называет только первый звук в слове. В обратном варианте этой игры можно назвать ребенку конкретный звук, а он будет придумывать слова, которые на него начинаются.
- Игра «Веселый счет»
Вокруг находится много одинаковых предметов. Например, много домой. Посчитайте кирпичные дома. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома и т.д. (каждый день можно использовать разные слова).
- Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, дверцы, фары, руль (грузовик)
Ствол, ветки, кора, листья, корни (дерево)
- Игра «Похлопай как я»
Отхлопайте ритм, сначала простой, позже усложняйте. Ребенок слушает и старается его воспроизвести.
Можно придумывать любые другие речевые игры. Самое главное – это как можно больше разговаривать с ребенком. Спрашивайте, чем он занимался в саду, что кушал, какие игры ему нравятся. Помните, что для достижения положительного результата необходимо играть ежедневно!
Учитель-дефектолог Матач О.С.
Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
03.10.2022«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
В настоящее время установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Совсем иначе развивается речь детей, если ее воспитанием родители не занимаются. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями многих грамматических форм и уподоблении детской речи, общении с ребенком на примитивном языке и др. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в речи ребенка.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Как проводить домашние занятия по развитию речи?
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование
«Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
А когда в руках два яблока, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой — игра с союзом «А» — «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе — красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго — белые и т.д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом.
Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда»,
«Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).
Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Обязательно называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья»,
«Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?»,
«Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие вашему ребенку. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.
Учитель-дефектолог Баранова М.А.