Преемственность дошкольного и 1-ой ступени общего среднего образования
Нормативные правовые документы
В учреждении дошкольного образования: |
В учреждении общего среднего образования: |
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 6 марта 2023 г. № 257-3 |
|
Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 06.05.2020 № 83 Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 20.04.2021 № 71 |
|
|
Информация для родителей будущих первоклассников
Порядок организации приема детей в первый класс
В соответствии с пунктом 95 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283 (в редакции от 02.12.2019 № 180), прием документов в 1 классы УОСО осуществляется с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест документы могут быть поданы до 28 августа.
В первую очередь в I классы УОСО принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного УОСО. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.
Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определёнными ответственными за прием документов. Заявления от родителей (законных представителей) детей которые не проживают в микрорайоне данного УОСО принимаются руководителем УОСО в период с 12 июня по 15 августа во время приёма граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений.
Документы, необходимые для приема в первый класс (п. 1 ст. 159, ст. 270 Кодекса Республики Беларусь об образовании):
- заявление от имени законного представителя несовершеннолетнего;
- медицинская справка о состоянии здоровья учащегося;
- копия свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность ребёнка;
- заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (если имеется).
Прием документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа года приема.
В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц».
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании ст. 159 п. 2 «В первый класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в первый класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года».
Рекомендации специалистов
Будущий первоклассник. Готов ли Ваш ребенок идти в школу?
Советы родителям будущего первоклассника
Проблема готовности детей к школе является одной из важнейших в педагогике и психологии с давних времен. Ее значимость обусловлена тем общепризнанным фактом, что поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка и поэтому возникают трудности, с которыми дети справляются по-разному. От чего это зависит? От подготовленности. Насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом будет зависеть успешность его обучения.
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психолого-педагогической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Мотивационная готовность к школьному обучению. Этот компонент характеризуется принятием новой социальной роли; сформированностью коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем; сформированностью способности к коллективным формам деятельности.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связан с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
3. Социально-личностная готовность к школьному обучению характеризуется принятием новой социальной роли, сформированностью коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, а так же сформированностью способности к коллективным формам деятельности.
4. Эмоционально-волевая готовность, которая включает: сформированность навыков и умений управлять своим поведением, эмоциями; сформированность навыков произвольной регуляции внимания; сформированность способности ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Готовность ребенка к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства.
Обеспечить гармоничное, разностороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только совместные усилия воспитателей дошкольного образования и родителей.
О чем стоит знать родителям будущего первоклассника?
- Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше времени. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
- В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются его реальные возможности. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают ребенка, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, собственных интересов, общения со сверстниками.
- Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Они заранее пугают: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят учиться!». Другие, наоборот, уверенны в способностях своего чада и наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к успехам, а не трудностям.
- Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую низкую отметку воспринимают как трагедию. Не следует ждать только наивысших результатов, требовать, чтобы ребенок был отличником.
- Необходимо научить ребенка относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному. Поддерживать уверенность в себе, чувство, что он преодолеет любые трудности и в то же время всегда может полагаться на вашу помощь, учить рассчитывать свои силы.
- У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками. Необходимо научить видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
- Особое внимание следует обращать на распорядок дня детей – это условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Он организует деятельность, приучает к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Если распорядок не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения.
- Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Как не пропустить в своем ребенке первые симптомы дезадаптации?
Вот основные симптомы, указывающие на усталость детского организма:
- Ребенок чаще чем обычно забывает дома тетрадку, учебник; не успевает записать домашнее задание.
- Почерк укрупняется или наоборот; могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы, строчка резко идет вниз.
- Увеличивается число нелогичных ошибок, описок.
- Могут возникнуть жалобы на головную боль, тошноту, бессонницу.
- Обилие необдуманных движений и действий; агрессивность или заторможенность; беспричинный смех или плач.
Как ему помочь?
- Для того чтобы облегчить процесс выполнения домашнего задания, постарайтесь организовать место для занятий. Оно должно быть структурировано: пусть на столе, под столом, на полке, в шкафу будет побольше коробочек, ящичков - каждый для своей вещи. Четкая пространственная структура помогает навести порядок и в голове.
- Эффективность выполнения домашнего задания значительно возрастает, если оно выполняется с положительным настроем. Старайтесь отмечать даже самые маленькие успехи ребенка! И пусть в перерыве его ждет приятный сюрприз!
- Каждый час выделяйте короткие промежутки времени (10 - 15 минут) для отдыха, или предложите ребенку самому контролировать затраченное время на упражнения.
- Для перерыва подходят - чай с лимоном и медом, банан, апельсин, орехи, цукаты; не годится - выпечка, сдоба, бутерброды. Рафинированные углеводы плохо снабжают мозг энергией, вызывают резкие скачки уровня инсулина, плохо перевариваются. Также между выполнением заданий можно предложить ребенку помочь вам в каком-то интересном деле или просто поиграть. Для перерыва не подходят: компьютер и телевизор. Дело в том, что чередование уроков с компьютером не дает мозгу отдохнуть (норма работы за компьютером для младшего школьника - до 20 минут в день).
- Работа мозга улучшается, если заниматься в световой день в хорошо проветриваемом помещении; полезно обогатить воздух ароматом масла лимона, грейпфрута, кедра, которые устраняют нервозность, растерянность, дают ясность мыслей, ощущение стабильности и надежности и укрепляют самосознание.
- Полностью расслабиться после занятий помогут бег на лыжах, катание на коньках, плавание.
- В периоды повышенной нагрузки особое внимание нужно уделять сну ребенка. Достаточное количество часов сна в спокойной, знакомой для него обстановке восстановит силы организма и работоспособность нервных клеток.
Тест для родителей «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»
- Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
- Вам кажется, что Ваш ребенок будет учиться хуже других детей?
- Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть?
- Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
- Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?
- Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
- На Ваш взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка?
- Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
- Вас волнует вопрос, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку?
- Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
- По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
- Вам кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить?
- Вы опасаетесь, что дети будут обижать и дразнить Вашего ребенка?
- Вы считаете, что Ваш малыш значительно слабее своих сверстников?
- Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
- Вы боитесь даже думать о том, как Ваш ребенок будет обходиться без дневного сна?
- Ваш ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Ответ «да» - 1 балл, «нет» - 0.
Результаты теста:
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы не уверенны в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствуют оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.