Страничка музыкальных руководителей

«Роль музыки в патриотическом воспитании»

20.11.2023

Консультация для родителей

«Роль музыки в патриотическом воспитании»

В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство патриотизма через приобщение к песням периода Великой Отечественной войны, народной музыке, танцам, играм, стихотворениям, потешкам.

Происходит развитие познавательного интереса детей к истории через закрепление знаний о героях армии в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в памятниках архитектуры, посвящённых военной истории и памяти защитников Отечества.

Суть нравственно-патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Важный аспект в нравственно-патриотическом воспитании знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время, о традициях, достопримечательностях, истории.

На своих занятиях мы раскрываем тему патриотизма и культуры нашего народа. С удовольствием воспитанники участвуют в народных праздниках: «Каляды», «Гуканне вясны», «Купалле», где они знакомятся с традициями, фольклором, играми белорусского народа. На празднике, посвящённом началу учебного года, «С чего начинается Родина» звучит патриотическая музыка, ребята знакомятся с символикой страны, родного края. На празднике посвященному дню города воспитанники с удовольствием поют песни о родном городе, знакомятся с его историей и памятными местами. Особое внимание уделяется праздникам «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь», «День труда», «День единения», они прочно вошли в  нравственно-патриотическое воспитание, в знакомство с нашей Родиной, её символикой  и пользуются большой любовью у ребят.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Использование музыкальных произведений на занятиях и в повседневной жизни детей, несёт с собой более целостное восприятие мира.

Мы стараемся раскрыть перед детьми красоту страны через музыкальные произведения, игры, танцы. Белорусская музыка становится знакомой и любимой.

Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Произведения белорусского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны. Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально–ритмические движения детей и придаёт им определённую окраску.

Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…

Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастёт, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.

Праздники – это неотъемлемая часть нашей духовной культуры, и всей жизни. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному празднику, необходимо, чтобы дети с родителями и педагогами готовили костюмы для выступления, разучивали стихи, песни, танцы.

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей – это слово «мама», самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке…

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитник Отечества». Это день воинской славы. Мы чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! В этот день в детском саду проходят мероприятия с участием родителей. Дети с удовольствием поют и инсценируют песни о армии. Особой популярностью пользуются игры, ведь в них участвуют с детьми и папы.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.

Говоря о защитниках Родины, нельзя оставлять без внимания тему: Великой Победы! В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий на Курган Славы.

Результативность:

В результате проведённой работы у детей формируются следующие ценностные ориентиры:

  • Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.
  • Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру.
  • Потребность у дошкольников слушать народную и патриотическую музыку, исполнять народные песни, танцы, играть в фольклорные игры
  • Бережное отношение к природе родных мест
  • Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
  • Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
  • Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
  • Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение к белорусскому народу.
  • Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
  • Уважение к ветеранам войны, к защитникам Отечества.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку  встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Музыкальный руководитель: Бутко Е.В.

свернуть

Поем вместе с детьми

15.05.2023

        Когда мы пребываем в хорошем настроении, нам хочется петь!

Так приятно “мурлыкать” себе под нос какую-нибудь мелодию. Детям, так же как и их родителям, тоже хочется петь. Потому что пение – естественный физиологический процесс, пользоваться которым может каждый с рождения.

В младенчестве первые песенки – “агуканья” способствуют развитию голоса у ребенка и формированию правильной речи в дальнейшем. В этом возрасте особенно важно родителям как можно чаще вокализировать с детьми, исполнять потешки-песенки, интонационно показывая настроение.

Колыбельные песни, исполняемые матерью малышу, своим ритмом и медленным темпом подготавливают ребенка ко сну, как бы укачивая его. Если вы не умеете петь, не расстраивайтесь и не комплексуйте. Попробуйте спеть колыбельную на двух нотах или просто прочитать текст нараспев, только ритмично. Малышу все равно понравится. Главное, чтобы ребенок слышал мягкий и спокойный голос мамы, ощущал ее эмоциональный настрой.

“Ой, люли, люли, Прилетели гули. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать. Спи, малышка, засыпай, Глаз своих не открывай”

“Котя, котенька, коток, Котя – серенький бочок. Приди, котик, ночевать, Мою дитятку качать”

Веселые песенки – попевки рассказывают уже подросшему ребенку о животных, птичках, явлениях природы. Такие, как “Петушок”, “Воробушек”, “Заинька”, “Мышки и кот” и др.

“Мышки водят хоровод, А на печке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет ваш хоровод”

Как спеть – зависит от настроения. Малыш в это время будет смотреть на Вас, и радоваться, улыбаться.

А песенные пальчиковые игры “Ладушки”, “Сорока-сорока”, “Горошинки” и др. способствуют к тому же развитию координации движений, мелкой моторики, стимулируют речевое общение, да и просто улучшают настроение ребенку.

“Раскатились по дорожке Разноцветные горошинки, Птички весело клюют, Нам горошки не дают. Дайте мне горошинки, Я такой хорошенький!”

У детей дошкольного возраста пение формирует правильное дыхание, дикцию. Исполнение песен раскрепощает зажатый детский организм, снимает усталость, раздражение, дает выход эмоциям, тем самым, успокаивая нервную систему.

Песен очень много и все они разные и по характеру, и по темпу исполнения.

В старшем дошкольном возрасте дети исполняют не только песни о явлениях общественной жизни, сезонных изменениях в природе, но и о доброте, дружбе, героях мультфильмов и сказок. “Настоящий друг”, “Песенка кота Леопольда”, “Улыбка”, “Кузнечик”, – эти песенки всем хорошо знакомы и любимы. Они учат ребенка быть добрым, справедливым, заботиться о друзьях.

С использованием песенок можно разыгрывать небольшие сценки из сказок. Например, из сказок “Колобок”, “Рукавичка”, Волк и семеро козлят”.

Ну и, конечно, лепить, рисовать, конструировать очень интересно, когда напеваешь какую-нибудь знакомую мелодию. Кисть ложится ровно, а поделка получается просто замечательная!

В наш современный век, пожалуй, в каждой семье находится музыкальный центр с функцией “караоке”. В выходные дни можно собраться всей семьей и с удовольствием попеть знакомые всем с детства песенки. Это поднимет настроение всем членам семьи, а детям доставит массу хороших впечатлений. Ведь петь будут не только они, а еще мама и папа!

Не стоит, однако, увлекаться, магнитофонным пением.

Помните, что никакой магнитофон не заменит ребенку живое общение и живое пение!!!

Так пойте же на здоровье и доставляйте радость себе и Вашему малышу!

Музыкальный руководитель Бутко Е.В.

свернуть

Воспитание дошкольника в семье средствами музыки

10.04.2023

Воспитание дошкольника в семье средствами музыки

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.

Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки.

Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально.

Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления.

 Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Музыкальный руководитель Бутко Е.В.

свернуть

Игры под классические мелодии

13.03.2023

Музыкальный руководитель Бутко Е.В.

свернуть

О музыкальном воспитании дошкольников

13.02.2023

О музыкальном воспитании дошкольников

Музыка – это неотъемлемая часть жизни любого человека, она является незаменимым другом в любой ситуации, успокаивает наши нервы и создает оптимистическое настроение. Какую же роль музыка играет в воспитании детей? Как доказано многими учеными психологами музыкальное воспитание детей влияет не только на умственное развитие, но и на их формирование мировоззрения. Как известно, все дворяне обучали своих детей музыке, и не просто прививали им любовь к искусству, а считали игру на каком-нибудь музыкальном инструменте просто обязательной. Такое музыкальное воспитание детей давало результат того, что в дальнейшем, когда ребенок вырастал, он мог и не играть великолепно на музыкальном инструменте, но в музыке он разбирался просто великолепно и умел понимать и ценить музыкальное искусство в целом. Очень важно, чтобы любовь к музыке, знание ее основ была и у родителей. Таким образом, пример в музыкальном воспитании детей будет идти от самых близких людей, а это очень важно. Музыкальное воспитание детей – это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода развития ребенка, что формирует его культурный и интеллектуальный уровень.

Музыкальное воспитание детей должно начинаться с самого раннего возраста, ребенку необходимо давать слушать музыку разных стилей и направлений, это сформирует его мировоззрение в музыкальном мире и даже в некоторой степени сформирует его вкусы в данной области. Прививать любовь к музыке и осуществлять, таким образом, процесс музыкального воспитания детей можно через игру, например можно выполнять зарядку или просто любые физические упражнений под музыку, это не будет однообразно и обязательно понравится ребенку, а музыкальное воспитание детей должно носить именно такой характер. Музыкальным сопровождением, но в более спокойном тоне, можно обеспечивать ребенка, когда он рисует или лепит из пластилина, это поможет ему заниматься данным процессом более заинтересованно. Музыкальное воспитание детей осуществляется даже тогда, когда родители просто танцуют со своими детьми, что помогает установить более доверительные отношения между детьми и родителями, будет способствовать развитию пластики и подвижности у ребенка, а также будет развиваться чувство такта, а это является неотъемлемым элементом в музыкальном воспитании детей. Так что, дорогие родители, чаще танцуйте со своими детьми.

В процессе музыкального воспитания детей обязательно необходимо проверить ребенка на наличие музыкального слуха, но это может сделать только профессионал, так что отведите своего малыша в музыкальную школу, где точно определят, есть ли у вашего ребенка талант музыканта. Но не забывайте учитывать не только способности ребенка, но и его желания. Самой распространенной ошибкой в музыкальном воспитании детей является навязывание родителями своих вкусов, не учитывая при этом желаний ребенка. Никогда не заставляйте заниматься детей тем, чем они не хотят или им это просто неинтересно, иначе процесс музыкального воспитания детей зайдет в тупик, и не будет приносить ожидаемых результатов. На пользу детям и процессу музыкального воспитания детей идет совместное пение вместе с родителями, лучше всего петь простые и запоминающие детские песенки, ребенок не просто будет знать тексты песенок, но и будет идти развитие его памяти, а это очень важно в музыкальном воспитании детей. Кроме всего прочего, покупайте детям музыкальные игрушки, особенно это нравится маленьким детям, играть с такой игрушкой не просто увлекательно, но и полезно для его общего развития, поскольку даже игра с музыкальной игрушкой является элементом музыкального воспитания детей.

Музыкальное воспитание детей достаточно сложный и многогранный процесс, уделяйте этому процессу достаточное время, и ваш ребенок вырастет человеком с широким мировоззрением, хорошим вкусом, как в музыке, так и в культуре в целом. Музыкальное воспитание детей осуществляется не только в домашних условиях, но и в образовательных учреждениях, таких как детском саду и школе. Нужно обязательно заниматься с детьми дополнительно, музыкальное воспитание детей – это комплексный и совместный процесс, как родителей, так и педагогов. Музыкальное воспитание детей включает важное правило: если ваш ребенок играет на музыкальном инструменте, обязательно помогайте ему и слушайте его игру, чтобы он понимал что все, чем он занимается для вас важно и интересно. Это не просто будет развивать стремление у ребенка, а еще и развивать ваши доверительные отношения. Музыкальное воспитание детей обязательно, но не нужно перегружать ребенка, все должно делаться непринужденно и интересно.

Музыкальный руководитель Бутко Е.В.

свернуть

Консультация "Зачем ребенку музыка"

16.01.2023

Зачем ребенку музыка

У вашего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже определить его в музыкальную школу. А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом?

***

Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Впрочем, далеко не все разделяют такое мнение.

Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.

У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств.

Семилетняя Катя играет пьесу "Болезнь куклы" из "Детского альбома" Чайковского, и ее глаза погрустнели. Восьмилетний Сережа, прослушав пьесу Шумана "Первая утрата", нарисовал картинку: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели папа и мама птенчика и сидят, нахохлившись. на краю гнезда… Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать чужому горю.

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: "...Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".

Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Конфуций, например, играл на цине (древнекитайский инструмент) в минуты опасности.

***

Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Вспоминается притча. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один; скрипач-оркестрант, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет ездил за Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов, маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".

Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря. Он научился тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться.

Занятия музыкой развивают интеллектуально. Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности".

Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. "Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы прежде всего воспитываете человека влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках". Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Восьмилетняя Таня на вопрос, нравится ли ей петь в хоре, отвечает: "Очень. Мы не только поем вместе, но и помогаем друг другу. Когда у кого-нибудь песня не получается, мы напеваем ему мотив. И просто дружим".

***

Занятия музыкой сближают детей и родителей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно, совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки; игра в ансамбле на разных инструментах; родители, умеющие играть, могут аккомпанировать маленькому скрипачу или певцу.

Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой. Вот семья, в которой девятилетний Дима, занимающийся в музыкальном кружке, начинает готовиться к концерту за неделю: подбирает аккомпанемент к песне, которую будет петь старшая сестра, репетирует дуэт с папой, играющим на гитаре. Всей семьей рисуют пригласительные билеты и рассылают их гостям.

У семейного музицирования давние традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в XVI - XVII веках, оно со временем проникает во всё более широкие круги народа. Центром такого музицирования стала Вена. Здесь особенно увлекались камерной музыкой и потому старались учить детей на разных музыкальных инструментах. Если один ребенок играл на скрипке, то другого учили игре на альте или виолончели. (Эта традиция до сих пор сохранилась в южной Германии, в частности в Баварии.)

В начале 20-х годов наши выдающиеся музыканты-педагоги Борис Асафьев и Болеслав Яворский стремились сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали входить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, когда звук извлекается ударом по ним специальной палочки. Играя в таких оркестрах, дети (особенно, те, которые по каким-то причинам не могли петь) получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.

Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу: навести порядок в комнате, красиво одеться, поставить в ряд стулья и т. п . Пока звучит музыка, исключены разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё как на настоящем концерте.

Даже если ребенок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.

И еще одно существенное обстоятельство. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее.

Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".

В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно, песенной на человека и даже на массы людей. Во времена Великой французской революции один из генералов Робеспьера обратился с просьбой к парламенту: "Пришлите в подкрепление тысячу солдат либо тысячу экземпляров "Марсельезы"

Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Гибель "Титаника"… Спасения нет, и судовой оркестр играет Бетховена. Сила музыки побеждает ужас смерти, помогает человеку до последнего мгновения оставаться человеком.

Музыка в жизни великих

Стендаль: "Слушая музыку, я сосредоточиваюсь с большой ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне".

Репин: "Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал".

Дарвин: "Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а, еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы".

Герцен: "Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую".

Тургенев: "Редко что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу".

Музыкальный руководитель Бутко Е.В.

свернуть